История ансамбля
Активное развитие художественной самодеятельности в 30-е годы XX столетия настоятельно требовало от руководства республики создания Северо-Осетинского национального ансамбля.
17 сентября 1938 года протоколом № 10 заседания Совета народных комиссаров СОАССР было утверждено создание Государственного ансамбля песни, музыки и пляски в составе 50 человек. Свою репетиционную работу новый ансамбль начал в клубе химкомбината в Затеречном районе города. Его первым руководителем стал композитор Татаркан Кокойти, принявший активное участие в организации коллектива. Он же стал и автором первой программы ансамбля, в которую вошли лучшие образцы осетинских народных песен и наиболее популярные народные танцы.
Первые концерты ансамбля были встречены зрителем с большим одобрением и теплотой, что придало коллективу сил и уверенности в себе. Еще большие радость и удовлетворение молодым артистам принесли первые выезды по районам республики.
История в фотографиях
Первые шаги
1938 год. Татаркану Кокойти, одному из известных осетинских композиторов, поручили организовать профессиональный коллектив — ансамбль песни и танца Северной Осетии. Первыми артистами стали вчерашние каменщики и шахтеры, трактористы и кукурузоводы, победители республиканского смотра художественной самодеятельности. Первые концерты были показаны уже через несколько недель репетиций жителям г. Орджоникидзе, а затем — и труженикам колхозов республики.
В1939 году ансамбль выехал в свою первую гастрольную поездку на Украину. В то время во главе ансамбля стоял композитор Ахполат Аликов, знаток осетинского народного искусства, сам в прошлом певец. По свидетельству очевидцев, гастроли на Украине прошли с большим успехом. Темпераментные танцы и мужественные песни произвели сильное впечатление на зрителей, а их горячий прием, в свою очередь, вдохновлял артистов. Так начиналась жизнь на колесах ансамбля, который впоследствии объехал весь мир.
Не успел он вернуться с Украины, как пришло приглашение из Москвы, где в рамках сельскохозяйственной выставки проходил 10-й смотр национальных ансамблей. В 40-е годы это был уже профессиональный, организованный и дружный коллектив, включавший в себя оркестр народных инструментов под руководством Л. Давыдова, хоровые и танцевальные группы. К тому времени поставил свои первые танцы и начал работу в ансамбле его первый балетмейстер Заурбек Бирагов. Сохранившаяся программа свидетельствует: к весне 1941 года в репертуаре ансамбля были более 60 песен, 7 оркестровых произведений, 25 танцев.
Первый репертуар. Война
В период Великой Отечественной войны ансамблю пришлось прервать свою работу, но уже в 1943 году он совершал поездки по Кавказу — Дагестану, Азербайджану, Грузии, Ставрополю. В Орджоникидзе получил постоянное помещение в государственной филармонии с концертным залом на 600 мест. С 23.09.1944 г. по 20.09.1946 г. директором ансамбля был Чекушев Борис Иванович. Окончание Великой Отечественной Войны и переход страны к мирной жизни позволили ансамблю подготовиться к выезду в более отдаленные районы Советского Союза. В 1947 году, после упорной репетиционной работы, он выехал на Дальний Восток. Затем два года подряд триумфально выступал в пяти республиках Средней Азии. В1953 году коллектив побывал в Донбассе. Концерты проходили, как свидетельствует пресса, с выдающимся успехом.
1946 - 1949 г. Художественный руководитель - Т. Кокойти.
Первые имена
Вместе с ансамблем росли и его выдающиеся исполнители, заслуженные артисты Северной Осетии: Наталья Тогузова - танцовщица и певица удивительного благородства, пришедшая в ансамбль из художественной самодеятельности садонского рудника; лиричная, нежная Марина Кесаева, воспитанница студии Осетинского драматического театра; легкий, виртуозный Батырбек Сопоев из дарг-кохской самодеятельности; изящный Виктор Дзеранов и острохарактерный Георгий Суджаев — из самодеятельности завода «Электроцинк»; пластичный и темпераментный Бексолтан Торчинов, в прошлом тракторист; зажигательные Ахсарбек Сланов и Коста Цаболов.
1950 - е годы
1950-1951г. Художественный руководитель - А. Максимов.
Многолетняя концертная деятельность ансамбля, выступления перед новыми зрителями отшлифовали его исполнительское мастерство. В 1952 году художественным руководителем становится заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, композитор Георгий Гуржибеков. Бережно сохраняя песенно-танцевальные традиции народа, ансамбль не канонизировал их, а развивал, обогащал элементами профессиональной хоровой и танцевальной культуры.
Столь же упорная, кропотливая работа проводилась и в области танца. Основу народного танцевального искусства Осетии составляют наиболее характерные для него четыре танца: «Симд», «Хонга кафт», «Зилга кафт», «Рог кафт». Со временем эти танцы несколько изменились — благодаря новым движениям и вариантам хореографического рисунка они облекались в более современную пластическую форму. Необходимо было вывести танцы на уровень профессионального мастерства. Именно Г. Гуржибеков впоследствии стал приглашать в ансамбль постановщиков из-за пределов Осетии, таких как Илья Ильич Арбатов — заслуженный деятель искусств Армянской ССР, Реваз Чохонелидзе. Он давал возможность ставить танцы ведущим исполнителям, таким как Бексолтан Сопоев, помогал постановщикам входить в мир образов, понимать душу своего народа.
Наряду с этим значительное место в работе ансамбля занимают крупные гастрольные поездки.
В 1957 году Министерство культуры СССР направило «Алан» на гастроли в ГДР. К этой поездке готовился не только ансамбль, но, казалось, и вся республика. Это была первая зарубежная поездка, что, естественно, обостряло чувство ответственности: все понимали, что будут представлять искусство не только осетинского, но и всего советского народа. За месяц пребывания за рубежом ансамбль дал 25 концертов. Изумленные жители Дрездена, Лебау, Берлина рукоплескали исполнителям от всего сердца. Осетинские артисты увезли с собой на родину многочисленные адреса, письма, памятные подарки.
В Москве, на приеме в Министерстве культуры, ансамблю была объявлена благодарность за отлично проведенные гастроли.
В популяризации осетинских танцев и танцевальных наигрышей большая роль принадлежит творческим коллективам Осетии и прежде всего — Государственному ансамблю песни и танца. На протяжении 22 лет своего существования его танцевальная группа дополняла традиционное хореографическое творчество элементами профессионального танца. Кропотливая работа балетмейстеров над достижением легкости и плавности движений способствовала постоянному обогащению народного танца новым содержанием. Так, были созданы полюбившиеся зрителям танцы «Бригадир», «Два друга», «У ручья». Достаточно сказать, что большинство танцевальных дивертисментов из репертуара ансамбля стало популярным не только среди самодеятельных коллективов, но и простых исполнителей осетинских танцев.
1960 - е годы
Серьезным экзаменом на творческую зрелость явилось участие коллектива в Декаде осетинского искусства и литературы в сентябре 1960 г. в Москве. Столица рукоплескала ансамблю. Пресса, отмечая высокий профессиональный уровень ансамбля, адресовала много лестных слов его именитым солистам. Там же, в Москве, зажглись новые звезды, будущая слава «Алана»: Альбина Баева, Зоя Гониева, Хаджисмел Варзиев, Казбек Тотоев, Мурат Кануков и другие.
Альбина была истинной звездой — она вся светилась изнутри. Не произнося ни слова на сцене, она рассказывала всей стране, всей планете о том, какая это удивительная земля — Осетия!
В 1966 году Северо-Осетинский государственный ансамбль песни и танца был реорганизован в Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии. Вскоре он получил имя, которое достойно носит с той поры — «Алан». С этого времени начинается новая страница в жизни ансамбля, насчитывающей немало интересных и значительных событий.
Одним из них явилось завоевание высокого звания лауреата международного конкурса на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии в 1968 году. Получить почетное право на участие в фестивале было нелегко. Пришлось пройти несколько этапов отборочного конкурса. Но полная самоотдача, мастерство и темперамент молодых артистов покорили строгое жюри. «Алан» был рекомендован к поездке на фестиваль...
А потом была работа. Как писал в те дни художественный руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Давид Темиряев: «Работали все самозабвенно, весь коллектив был одержим только одной целью - как можно лучше, красочнее, слаженнее показать танцевальное искусство своего народа... Знали, что поедем на Всемирный форум не только как танцоры, но и как представители великой Страны Советов, поборника мира, дружбы и счастья всех народов Земли». Хореографом ансамбля в те годы был уже Хаджисмел Варзиев.
1970 - е годы
Успех на фестивале имел для «Алана» огромное значение. Ансамбль словно переживал второе рождение. Он приобрел широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Одно за другим следовали приглашения на зарубежные гастроли.
На это десятилетие приходится, пожалуй, наибольшее количество зарубежных гастролей ансамбля: Шотландия, Индия, Чехословакия, ГДР, Бирма, Швеция, Ливан, Вьетнам, Сирия, Сингапур, Италия, Непал Финляндия, Польша, Болгария — далеко не полный перечень стран, где успешно гастролировал «Алан». Сегодня не счесть благодарственных писем, почетных грамот и просто добрых отзывов, прилетающих в адрес ансамбля из разных уголков мира. Все поездки дороги, многие помнятся, но есть и особенные, запавшие в сердце на всю жизнь.
Такой была поездка во Вьетнам в 1976 году. «Алан» был первым советским коллективом, который посетил страну после победы братского вьетнамского народа в войне. Трудно передать словами, как встречали тогда посланцев советской страны! Все участники ансамбля после окончания гастролей были удостоены правительственных наград Вьетнама. Во главе ансамбля тогда стояли Лидия Цебоева и Жанна Кабоева.
Ансамбль рос и развивался... Одно поколение сменялось другим. Приходили новые балетмейстеры; программы и танцы становились разнообразнее, современнее по стилю и духу; изменился и характер костюмов — поначалу чисто этнографические, народные, они стали приобретать черты сценических, стали более яркими, красочными. К тому времени в программе ансамбля появились такие танцы, как «Орлиное племя», «Чабаны» в постановке Иосифа Слуцкера, «Шой» в постановке Хаджисмела Варзиева, «Семеро братьев гор» в постановке Арбатова, «Сестры» в постановке Альбины Баевой, многие из которых хорошо известны нам, так как до сих пор живут в программе ансамбля.
«Алан» сумел подтвердить свою состоятельность уже в 1977 году, когда принял участие во Всероссийском смотре ансамблей песни и танца. Организация такого конкурса — событие значительное для всех российских коллективов и для «Алана», в том числе. Это стало мощным стимулом в период подготовки для повышения уровня исполнительского мастерства и пополнения репертуара новыми танцами. Перспектива участия в конкурсе заставила коллектив окинуть взором пройденный путь, проанализировать свою деятельность, взвесить потери и приобретения и взглянуть на характер развития с профессиональной точки зрения. Ансамбль готовился к тому, что это будет серьезный смотр, что придется выступать рядом с прославленными, известными во всем мире коллективами. Жюри конкурса возглавлял Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Союза ССР Игорь Александрович Моисеев.
1974 - 1976г. Художественный руководитель - Ж. Кабоева. Директор - Л. Цебоева.
1976 - 1977г. Художественный руководитель - Ю.Бараков. Директор - С. Кантемиров.
1980 - е годы
С наступлением восьмидесятых продолжилась активная гастрольная деятельность ансамбля. Выступления в Италии вызвали настоящий фурор, оставив неизгладимый след в сердцах и артистов, и зрителей. А в 1988 году за полувековой труд ансамбль «Алан» был награжден орденом Дружбы народов.
Следующий период истории ансамбля пришелся на тревожное время — после распада Советского Союза страна пребывала в кризисе. Но, несмотря на это, «Алан» по-прежнему стремился к новым высотам. Во французском Дижоне к многочисленным наградам коллектива прибавилась «Золотая медаль» Международного фестиваля пяти континентов.
1985 - 1986г. Директор - В.Темиряев.
1990 - е годы
В1997 году ансамблю было присвоено звание «Академический».
2000 - е годы
Новое тысячелетие для «Алана» началось с присуждения премии в области искусств «Зо¬лотой Аполлон».
2003 - 2004 г. Директор - Г. М. Калоев.
2004 - 2010 г. Директор - Ю. В. Магкаев.
Активная гастрольная деятельность ансамбля возобновилась с наступлением двухтысяч¬ных. «Алан» отправился в масштабное турне по городам Китая и России. Первая декада нового века выдалась яркой и насыщенной. Как и в старые добрые времена, «Алану» руко¬плескали на лучших концертных площадках Европы. Красота и изящество наших артистов пленили зрителей Финляндии, Молдавии, Япония и Мексика.
В 2009 году Государственный академический ансамбль танца «Алан» стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в обла¬сти культуры.
Государственный академический ансамбль танца «Алан» стал символом красоты и воплощением осетинского народа. Низкий поклон первопроходцам и тем, кто превратил его в легенду! Молодое поколение артистов чтит танцевальные традиции родного ансамбля и самозабвенно создает новые яркие главы в истории прославленного коллектива.
С 2011 по 2016 год художественный руководитель - Э.Т. Кубалов.
В августе 2012-го наш прослав¬ленный коллектив показал высокий уровень ма¬стерства на международном фестивале культур народов мира «Территория Мира» в Калинин¬граде.
А весной 2013 года «Алан» принял участие в традиционном фестивале-марафоне «Песни России», художественным руководителем кото¬рого является народная артистка России Наде¬жда Бабкина. В это время ансамбль гастролирует по таким городам России, как Кемерово, Новосибирск, Казань и Йошкар-Ола. Ансамблю рукоплещет Финляндия (2013), Витебск (Славянский базар), Италия (2015). Франция (2015), Армения,Азербайджан,Турция.
С 2017 по 2021 художественный руководитель - Тедеев Руслан Сосланович.
В настоящее время художественный руководитель - Козаев Зелимхан Петрович.