Версия для слабовидящих

История ансамбля

Активное развитие художественной самодеятельности в 30-е годы XX столетия настоя­тельно требовало от руководства республики создания Северо-Осетинского национального ансамбля. 

17 сентября 1938 года протоколом № 10 засе­дания Совета народных комиссаров СОАССР было утверждено создание Государственного ансамбля песни, музыки и пляски в составе 50 человек. Свою репетиционную работу новый ансамбль начал в клубе химкомбината в Затеречном районе города. Его первым руководителем стал композитор Татаркан Кокойти, принявший активное участие в организации коллектива. Он же стал и автором первой программы ансамбля, в которую вошли лучшие образцы осетинских народных песен и наиболее популярные народные танцы. 

Первые концерты ансамбля были встречены зрителем с большим одобрением и теплотой, что придало коллективу сил и уверенности в себе. Еще большие радость и удовлетворение молодым артистам принесли первые выезды по районам республики.

История в фотографиях


Подробнее >>>>

Первые шаги

1938 год. Татаркану Кокойти, одному из известных осетинских композиторов, поручили организовать профессиональный коллектив — ансамбль песни и танца Северной Осетии. Первыми артистами стали вчерашние каменщики и шахтеры, трактористы и кукурузоводы, победители республиканского смотра художественной самодеятельности. Первые концерты были показаны уже через несколько недель репетиций жителям г. Орджоникидзе, а затем — и труженикам колхозов республики.

В1939 году ансамбль выехал в свою первую гастрольную поездку на Украину. В то время во главе ансамбля стоял композитор Ахполат Аликов, знаток осетинского народ­ного искусства, сам в прошлом певец. По свидетельству очевидцев, гастроли на Украине прошли с большим успе­хом. Темпераментные танцы и мужественные песни про­извели сильное впечатление на зрителей, а их горячий прием, в свою очередь, вдохновлял артистов. Так начина­лась жизнь на колесах ансамбля, который впоследствии объехал весь мир.

Не успел он вернуться с Украины, как пришло приглаше­ние из Москвы, где в рамках сельскохозяйственной вы­ставки проходил 10-й смотр национальных ансамблей. В 40-е годы это был уже профессиональный, организован­ный и дружный коллектив, включавший в себя оркестр народных инструментов под руководством Л. Давыдова, хоровые и танцевальные группы. К тому времени поста­вил свои первые танцы и начал работу в ансамбле его первый балетмейстер Заурбек Бирагов. Сохранившаяся программа свидетельствует: к весне 1941 года в реперту­аре ансамбля были более 60 песен, 7 оркестровых произ­ведений, 25 танцев.

Первый репертуар. Война

В период Великой Отечественной войны ансамблю при­шлось прервать свою работу, но уже в 1943 году он совер­шал поездки по Кавказу —  Дагестану, Азербайджану, Грузии, Ставрополю. В Орджоникидзе получил постоянное помещение в государственной филармонии с концерт­ным залом на 600 мест. С 23.09.1944 г. по 20.09.1946 г. директором ансамбля был Чекушев Борис Иванович. Окончание Великой Отечествен­ной Войны и переход страны к мирной жизни позволили ансамблю подготовиться к выезду в более отдаленные районы Советского Союза. В 1947 году, после упорной репетиционной работы, он выехал на Дальний Восток. Затем два года подряд триумфально выступал в пяти ре­спубликах Средней Азии. В1953 году коллектив побывал в Донбассе. Концерты проходили, как свидетельствует пресса, с выдающимся успехом.

1946 - 1949 г. Художественный руководитель - Т. Кокойти.

Первые имена

Вместе с ансамблем росли и его выдающиеся исполни­тели, заслуженные артисты Северной Осетии: Наталья Тогузова - танцовщица и певица удивительного благо­родства, пришедшая в ансамбль из художественной са­модеятельности садонского рудника; лиричная, нежная Марина Кесаева, воспитанница студии Осетинского дра­матического театра; легкий, виртуозный Батырбек Сопоев из дарг-кохской самодеятельности; изящный Виктор Дзеранов и острохарактерный Георгий Суджаев — из самодеятельности завода «Электроцинк»; пластичный и темпераментный Бексолтан Торчинов, в прошлом тракто­рист; зажигательные Ахсарбек Сланов и Коста Цаболов.

1950 - е годы

1950-1951г. Художественный руководитель - А. Максимов.

Многолетняя концертная деятельность ан­самбля, выступления перед новыми зрителями отшлифовали его исполнительское мастер­ство. В 1952 году художественным руководителем становится заслуженный деятель искусств Се­веро-Осетинской АССР, композитор Георгий Гуржибеков. Бережно сохраняя песенно-тан­цевальные традиции народа, ансамбль не канонизировал их, а развивал, обогащал эле­ментами профессиональной хоровой и танце­вальной культуры.

Столь же упорная, кропотливая работа про­водилась и в области танца. Основу народно­го танцевального искусства Осетии состав­ляют наиболее характерные для него четыре танца: «Симд», «Хонга кафт», «Зилга кафт», «Рог кафт». Со временем эти танцы несколько из­менились — благодаря новым движениям и вариантам хореографического рисунка они облекались в более современную пластиче­скую форму. Необходимо было вывести тан­цы на уровень профессионального мастер­ства. Именно Г. Гуржибеков впоследствии стал приглашать в ансамбль постановщи­ков из-за пределов Осетии, таких как Илья Ильич Арбатов — заслуженный деятель ис­кусств Армянской ССР, Реваз Чохонелидзе. Он давал возможность ставить танцы веду­щим исполнителям, таким как Бексолтан Сопоев, помогал постановщикам входить в мир образов, понимать душу своего народа.

Наряду с этим значительное место в работе ансамбля занимают крупные гастрольные поездки.

В 1957 году Министерство культуры СССР направило «Алан» на гастроли в ГДР. К этой поездке готовился не только ансамбль, но, казалось, и вся республика. Это была первая зарубежная поездка, что, естествен­но, обостряло чувство ответственности: все понимали, что будут представлять искусство не только осетин­ского, но и всего советского народа. За месяц пребы­вания за рубежом ансамбль дал 25 концертов. Изумленные жители Дрездена, Лебау, Берлина руко­плескали исполнителям от всего сердца. Осетинские артисты увезли с собой на родину многочисленные адреса, письма, памятные подарки.

В Москве, на приеме в Министерстве культуры, ансам­блю была объявлена благодарность за отлично про­веденные гастроли.

В популяризации осетинских танцев и танцевальных наигрышей большая роль принадлежит творческим коллективам Осетии и прежде всего — Государствен­ному ансамблю песни и танца. На протяжении 22 лет своего существования его танцевальная группа до­полняла традиционное хореографическое творчество элементами профессионального танца. Кропотливая работа балетмейстеров над достижением легкости и плавности движений способствовала постоянному обогащению народного танца новым содержанием. Так, были созданы полюбившиеся зрителям танцы «Бригадир», «Два друга», «У ручья». Достаточно ска­зать, что большинство танцевальных дивертисментов из репертуара ансамбля стало популярным не только среди самодеятельных коллективов, но и простых ис­полнителей осетинских танцев.

1960 - е годы

Серьезным экзаменом на творческую зрелость яви­лось участие коллектива в Декаде осетинского ис­кусства и литературы в сентябре 1960 г. в Москве. Столица рукоплескала ансамблю. Пресса, отмечая высокий профессиональный уровень ансамбля, адресовала много лестных слов его именитым со­листам. Там же, в Москве, зажглись новые звезды, будущая слава «Алана»: Альбина Баева, Зоя Гониева, Хаджисмел Варзиев, Казбек Тотоев, Мурат Кануков и другие.

Альбина была истинной звездой — она вся свети­лась изнутри. Не произнося ни слова на сцене, она рассказывала всей стране, всей планете о том, какая это удивительная земля — Осетия!

В 1966 году Северо-Осетинский государствен­ный ансамбль песни и танца был реорганизо­ван в Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии. Вскоре он получил имя, которое достойно носит с той поры — «Алан». С этого времени начинается новая страница в жизни ансамбля, насчитывающей немало интересных и значительных событий.

Одним из них явилось завоевание высоко­го звания лауреата международного конкур­са на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии в 1968 году. Получить по­четное право на участие в фестивале было нелегко. Пришлось пройти несколько этапов отборочного конкурса. Но полная самоотдача, мастерство и темперамент молодых артистов покорили строгое жюри. «Алан» был рекомен­дован к поездке на фестиваль...

А потом была работа. Как писал в те дни художественный руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Давид Темиряев: «Работали все са­мозабвенно, весь коллектив был одержим только одной целью - как можно лучше, красочнее, слаженнее показать танцеваль­ное искусство своего народа... Знали, что поедем на Всемирный форум не только как танцоры, но и как представители ве­ликой Страны Советов, поборника мира, дружбы и счастья всех народов Земли». Хореографом ансамбля в те годы был уже Хаджисмел Варзиев.


В 1968 году, когда художественным руководителем коллектива стал Хаджисмел Варзиев, а директо­ром — Руслан Гудиев, ансамбль одержал сразу две блистательные победы - стал лауреатом IX Всемирного фестиваля мо­лодежи и студентов в Софии и победи­телем Всероссийского смотра-конкурса танцевальных ансамблей. К тому време­ни в репертуаре коллектива появились совершенно новые постановочные тан­цы, которые на протяжении долгих лет будут самым настоящим украшением его творческой программы. Чего только сто­ил поставленный Хаджисмелом Варзиевым осетинский обрядовый танец «Шой», острохарактерный, глубоко националь­ный, веселый, пронизанный народным юмором! Хаджисмел Варзиев внес один их самых весомых вкладов в развитие коллектива. Его выдающийся дар тан­цовщика, балетмейстера и постановщика получил самую высокую оценку в мас­штабах всего Советского Союза.


1970 - е годы

Успех на фестивале имел для «Алана» огром­ное значение. Ансамбль словно переживал второе рождение. Он приобрел широкую из­вестность не только в нашей стране, но и за рубежом. Одно за другим следовали пригла­шения на зарубежные гастроли.

На это десятилетие приходится, пожалуй, наи­большее количество зарубежных гастролей ансамбля: Шотландия, Индия, Чехословакия, ГДР, Бирма, Швеция, Ливан, Вьетнам, Сирия, Сингапур, Италия, Непал Финляндия, Польша, Болгария — далеко не полный перечень стран, где успеш­но гастролировал «Алан». Сегодня не счесть благодарственных писем, почетных грамот и просто добрых отзывов, прилетающих в адрес ансамбля из разных уголков мира. Все поездки дороги, многие помнятся, но есть и особенные, запавшие в сердце на всю жизнь.

Такой была поездка во Вьетнам в 1976 году. «Алан» был первым советским коллективом, который посетил страну после победы братского вьетнамского народа в войне. Трудно передать словами, как встречали тогда посланцев советской страны! Все участники ансамбля после окончания гастролей были удостоены правительственных наград Вьетнама. Во главе ансамбля тогда стояли Лидия Цебоева и Жанна Кабоева.

Ансамбль рос и развивался... Одно поколе­ние сменялось другим. Приходили новые ба­летмейстеры; программы и танцы станови­лись разнообразнее, современнее по стилю и духу; изменился и характер костюмов — поначалу чисто этнографические, народные, они стали приобретать черты сценических, стали более яркими, красочными. К тому времени в программе ансамбля появились такие танцы, как «Орлиное племя», «Чаба­ны» в постановке Иосифа Слуцкера, «Шой» в постановке Хаджисмела Варзиева, «Семеро братьев гор» в постановке Арбатова, «Се­стры» в постановке Альбины Баевой, многие из которых хорошо известны нам, так как до сих пор живут в программе ансамбля.

«Алан» сумел подтвердить свою состоятель­ность уже в 1977 году, когда принял участие во Всероссийском смотре ансамблей песни и танца. Организация такого конкурса — со­бытие значительное для всех российских коллективов и для «Алана», в том числе. Это стало мощным стимулом в период подготов­ки для повышения уровня исполнительского мастерства и пополнения репертуара новы­ми танцами. Перспектива участия в конкурсе заставила коллектив окинуть взором прой­денный путь, проанализировать свою дея­тельность, взвесить потери и приобретения и взглянуть на характер развития с профес­сиональной точки зрения. Ансамбль готовил­ся к тому, что это будет серьезный смотр, что придется выступать рядом с прославленны­ми, известными во всем мире коллективами. Жюри конкурса возглавлял Герой Социали­стического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, художественный руководитель Го­сударственного академического ансамбля народного танца Союза ССР Игорь Алексан­дрович Моисеев.

1974 - 1976г. Художественный руководитель - Ж. Кабоева. Директор - Л. Цебоева.

1976 - 1977г. Художественный руководитель - Ю.Бараков. Директор - С. Кантемиров.

1980 - е годы

С наступлением восьмидесятых продолжи­лась активная гастрольная деятельность ан­самбля. Выступления в Италии вызвали на­стоящий фурор, оставив неизгладимый след в сердцах и артистов, и зрителей. А в 1988 году за полувековой труд ансамбль «Алан» был на­гражден орденом Дружбы народов.

Следующий период истории ансамбля при­шелся на тревожное время — после распада Советского Союза страна пребывала в кризи­се. Но, несмотря на это, «Алан» по-прежнему стремился к новым высотам. Во французском Дижоне к многочисленным наградам коллек­тива прибавилась «Золотая медаль» Между­народного фестиваля пяти континентов.

1985 - 1986г. Директор - В.Темиряев.

1990 - е годы

В1997 году ансамблю было присвоено звание «Академический».

2000 - е годы

Новое тысячелетие для «Алана» началось с присуждения премии в области искусств «Зо¬лотой Аполлон».

2003 - 2004 г. Директор - Г. М. Калоев.

2004 - 2010 г. Директор - Ю. В. Магкаев.

Активная гастрольная деятельность ансамбля возобновилась с наступлением двухтысяч¬ных. «Алан» отправился в масштабное турне по городам Китая и России. Первая декада нового века выдалась яркой и насыщенной. Как и в старые добрые времена, «Алану» руко¬плескали на лучших концертных площадках Европы. Красота и изящество наших артистов пленили зрителей Финляндии, Молдавии, Япония и Мексика.

В 2009 году Государственный академический ансамбль танца «Алан» стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в обла¬сти культуры.
Государственный академический ансамбль танца «Алан» стал символом красоты и воплощением осетинского народа. Низкий поклон первопроходцам и тем, кто превратил его в легенду! Молодое поколение артистов чтит танцевальные традиции родного ансамбля и самозабвенно создает новые яркие главы в истории прославленного коллектива.

С 2011 по 2016 год художественный руководитель - Э.Т. Кубалов.
В августе 2012-го наш прослав¬ленный коллектив показал высокий уровень ма¬стерства на международном фестивале культур народов мира «Территория Мира» в Калинин¬граде.

А весной 2013 года «Алан» принял участие в традиционном фестивале-марафоне «Песни России», художественным руководителем кото¬рого является народная артистка России Наде¬жда Бабкина. В это время ансамбль гастролирует по таким городам России, как Кемерово, Новосибирск, Казань и Йошкар-Ола. Ансамблю рукоплещет Финляндия (2013), Витебск (Славянский базар), Италия (2015). Франция (2015), Армения,Азербайджан,Турция.

С 2017 по 2021 художественный руководитель - Тедеев Руслан Сосланович.

В настоящее время художественный руководитель - Козаев Зелимхан Петрович.